Как я "лечил" 23КПК

В этом разделе можно говорить обо всем... ну почти обо всем, здесь вы можете создавать свои опросы (голосования).

Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Александр III » 01 апр 2016 16:29

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Каюсь, всё что я здесь напишу в порыве ностальгии, должно было бы быть написано и опубликовано лет эдак тридцать назад в журнале «Киномеханик», в крайнем случае лет 15 назад на этом форуме в разделе «Кинопроекторы», тогда это могло быть хоть как-то полезно в практическом плане. Но тогда этот опыт только накапливался, да и писать тогда было в общем то некогда, работы было выше крыши и отнимала она почти все силы и время. Сейчас, с приходом цифры, практической работы становится всё меньше, и, готовясь не раньше – не позднее, как в Год Кино в России, оставить любимую профессию, которой отдал 42 года жизни, могу себе позволить некоторые воспоминания, которые выкладываю в ностальгическую Беседку. Хотя как знать, может быть кому-то они могут ещё пригодиться в работе. И, кстати, из последних новостей, во всей сети кинотеатров, с которой сотрудничал почти 19 лет, скоро вновь должны по одному залу каждого мультиплекса вернуться к плёнке (даже там, где её и отродясь не было). Ну, да это к слову. Итак…

Как я «лечил» 23КПК

Придя в профессию в первой половине 70-х, я уже не застал безраздельного господства в сети кинопроекторов семейства КПТ. Хотя последних было ещё предостаточно и не меньше десятка лет ещё оставалась актуальной их переделка с углей на лампы, чем я впоследствии также занимался, но тогда, в начале своего пути пришлось мне одновременно осваивать и «Ксеноны» с «Колосами», и «Меоптоны» (пока только 4-е и УМы, конечно), ну и, само собой, КПТ и недавно тогда появившиеся 23КПК. Причем последние в глазах многих опытных коллег были явными фаворитами, чего я, честно говоря, не понимал и, естественно, не разделял. Ну что ж, молодо – зелено. Куда уж юнцу-максималисту было понять консервативность многоопытных коллег – наставников. Да, КПТшник был красивым аппаратом для своего времени, но на фоне более современных аппаратов 70-х годов выглядел порядком устаревшим, причем речь здесь вовсе не о «дизайне» (ставлю кавычки в духе того времени, когда это новомодное словечко только входило в обиход).
Речь именно об архаичности конструкции, наследовавшей многие технические решения ещё из 30 – 40 годов, что становилось очевидным при сравнении их с более современными аппаратами, а также и из публиковавшихся в журнале «Киномеханик» заметок читателей из серии «маленькие хитрости», где чего только не упоминалось в связи с врождёнными недостатками этой аппаратуры. От ниток мулине до рыболовных лесок, хозяйственного мыла, силикатного клея, стеклоткани и клея БФ. И, что характерно, за многие годы выпуска аппаратов серии КПТ производитель так и не смог побороть самый главный и для всех очевидный недостаток этих проекторов: течь масла. И с переходом на выпуск 23КПК ситуация в этом смысле только ухудшилась, несмотря на, казалось бы, некоторые шаги, предпринятые ЛОМО в этом направлении (имеется в виду резиновая прокладка под крышки головки взамен КПТшной картонной, которую народные умельцы и совершенствовали с помощью тех самых ниток, мыла и БФа). А ухудшение ситуации с течью масла при всём этом возникло, как я думаю, благодаря провозглашенному тогдашним руководителем страны Брежневым лозунгу «экономика должна быть экономной», и тому, как этот лозунг кинулись исполнять ЛОМОвики. Они тупо стали экономить чугун при литье корпусов головок, из за чего приливы по периметру тыльной стороны головки стали тоньше, и отверстия под винты крепления крышек стали зачастую открываться внутрь головки (в более толстых приливах головок КПТ эти отверстия, как правило, были глухие). И масло преспокойненько полилось наружу через эти отверстия по зазорам в резьбе, по пути посмеиваясь над ставшей бесполезной прокладкой из маслостойкой резины. Апофеоз этой истории случился на 23КПК-3, когда конструкторы ЦКБК с большой помпой заявили, что течи больше не будет в связи с электроприводом наматывателя и ликвидацией нижнего выхода вала кардана (к слову, течь в этом узле, на самом деле, была большой редкостью). При этом литьё стало ещё тоньше и практически все отверстия стали прободными, масло лилось пуще прежнего. К моему счастью в то время стали появляться силиконовые герметики и винты приходилось просто на него сажать, впрочем не подумайте ничего плохого, откручивались они при необходимости легко и непринуждённо. А я, с тюбиком гермесила в кармане, выглядел в глазах киномехаников, измученных вековой течью масла, чуть ли не волшебником.

Но это ещё не всё по теме утечек масла. Кто работал на 23КПК, те наверняка поначалу имели заблуждение, как и я, что масло со стороны лентопротяжки течет из под корпуса ручки коррекции кадра, несмотря на, опять же, резиновую прокладку. Если отбросить совсем уж примитивные случаи с появлением течи масла со стороны лентопротяжки КПТ/23КПК из-за забитых грязью маслосливных отверстий под маслоуловительными гайками валов барабанов, либо повреждённых бумажных прокладок под этими гайками (включая и, особенно, мальтийскую систему), то течью, с описания которой начат этот абзац, были поражены практически все аппараты того семейства. Пристальное изучение проблемы выявило истинный путь утечки масла - негерметичную посадку ступицы обтюратора на вал. Вот почему маслоразбрызгивающее кольцо на этой ступице работало практически вхолостую, а масло беспрепятственно по зазорам доходило до конца вала и разбрызгивалось внутри обтюраторной коробки, из-за чего в ней, на внутренней стороне фильмового канала и на самом обтюраторе постоянно скапливалась жирная грязюка. Кроме того выяснилось, что потёки масла под корпусом ручки коррекции кадра возникают из-за вылетающих через маслосливное отверстие втулки вала обтюратора спорадических капель масла из тех, что в великом множестве в виде брызг носятся внутри головки при работе механизма. Эти капельки тотчас же центробежная сила сбрасывает с наружной поверхности обтюратора и те с невинным видом стекают по корпусу головки к ни в чем не повинному корпусу ручки коррекции кадра, уводя следствие на ложный путь. Ко всему прочему иногда и отверстия крепления втулки вала обтюратора оказывались не глухими и их приходилось герметизировать, как и посадку ступицы на вал. А вот чтобы избавиться от вылета спорадических капель пришлось подобрать резиновый сальник, надевавшийся на ступицу обтюратора под маслоуловительным колпачком и просто перекрывавший собой зазор между этими деталями, препятствуя вылету капель. При этом сальник ни обо что не тёрся, просто создавал лабиринт на прямом пути летящих капель.

Заканчивая тему течи масла, вспомню ещё печальный опыт чистки масляного фильтра на маслораспределителе. Открутив однажды наружную пробку и вычистив фильтры (сетчатый и магнитный, согласно заводской инструкции), я измучался затем устранять течь масла из под этой самой пробки, пришлось её тоже сажать на герметик. В дальнейшем чистил эти фильтры только разбирая маслораспределитель изнутри, не трогая злосчастную пробку.

С темой масла можно было бы уже покончить, но коль уж речь вообще о модернизации 23КПК, скажу ещё об одном опыте, а именно об отказе от водяного охлаждения фильмового канала. Знаю, знаю, многие так и работали, без воды, по разным причинам. Я же вполне сознательно заменил воду на масло из головки, сделав врезку в главную масляную магистраль трубок фильмового канала с помощью армированной пластиковой трубы, выведенной из головки через маслозаливную горловину наверху головки. Бленда была «сухая», режим работы киноустановки умеренный, лампа 2,5 кВт, так что в целом результат меня вполне удовлетворил. Дело в том, что вода в нашей местности была артезианская, очень жесткая, и систему охлаждения приходилось довольно часто прочищать от солей жёсткости. Масло пустить на охлаждение на тот момент было гораздо проще, чем строить замкнутую систему на умягченной и, тем более, дистиллированной воде. Работать вовсе без охлаждения я считал ниже своего достоинства, что и сподвигло меня на такую модернизацию. В дальнейшем удалось ещё раздобыть литые обтюраторы от 23КПК-3 с мощными вентиляционными лопастями, в отличие от литых обтюраторов предыдущей модели, где эти «крылышки» помогали, разве что точно выставлять обтюратор по методу середины рабочего хода.

И вот так мы плавно подошли к ещё одному больному месту 23КПК – фильмовому каналу. Отдам должное конструкторам, тему рыболовной лески в качестве антинагарного покрытия они из народного творчества исключили, но при этом допустили такой просчет, который народные умельцы стали решать путём возврата в прошлое, тем самым перечеркивая даже тот прогресс, который был достигнут ещё в КПТ. Речь идёт о разрезных прижимных полозках, которые народные умельцы ещё и на КПТ заменяли на сплошные, как было у их предшественников СКП-26 и других. Не вдаваясь в историю, как, почему и зачем всё это было нужно, вернусь к конструктивному просчету, с которого начал, и как просто с этим удалось разобраться. Дело в том, что нижние, короткие полозки и пластиковые накладки рамок под ними изнашивались вдвое быстрее верхних полозков и соответствующих частей рамки. И вот начались попытки справиться с этой проблемой путём замены раздельных полозков на сплошные, замены балансирного механизма регулировки прижима на раздельные прижимные гайки, как было на КПТ. А ошибка конструкторов была в том, что усилие прижима поровну распределялось между длинными и короткими полозками, вследствие чего удельное давление последних вдвое превышало таковое у верхних, длинных полозков, со всеми вытекающими.

Решение этой проблемы оказалось элементарным: укоротить рога нажимной рамки так, чтобы точка их нажима на балансирную рамку находилась не точно посередине, а на расстоянии от её концов, обратно пропорциональном длине полозка, на который, попросту говоря, нажимает этот конец рамки. Тогда и удельное давление прижимных полозков выровняется, и износ их будет равномерным. На практике рожки укорачивал на 15 мм и пружинку нижних полозков подрезал на полтора витка, тогда балансирная рамка при работе оставалась параллельна вкладышу фильмового канала. Кстати, вкладыши, поставлявшиеся с Алма-Атинского завода в качестве запчасти, требовали тщательной доработки и отбора, чтобы достойно заменять родные, ЛОМОшные. А вот пластмассовые прижимные полозки после моей модернизации канала становились даже более предпочтительными по сравнению с текстолитовыми, т.к. ход фильма с ними становился заметно мягче и менее шумным. Хотя, справедливости ради должен сказать, что пластиковые полозки нередко приходилось подшлифовывать, чтобы они свободно размещались на своих местах. Ну и об ещё одном маленьком конструктивном просчете фильмовых каналов 23КПК хочу упомянуть. Дело в том, что нижний пружинный фиксатор вкладыша работал в сторону головки, а мягкий силумин фильмового канала при интенсивной работе с частой сменой форматов и, соответственно, рамок, постепенно стирался и вкладыш перекашивался нижним концом в сторону головки. Я переносил нижний пружинный фиксатор на противоположную сторону, и тогда, помимо края отверстия в мягком материале, рамка фиксировалась неподвижным стальным бортом фильмового канала. Перекосов больше не возникало.

Вообще, на тему модернизации 23КПК можно вспомнить очень много. Рационализаторская мысль здесь вовсю потрудилась. Вот, например, пробои высоким напряжением поджига лампы в различных местах фонаря. Самое частое, что в связи с этим предпринималось, это положить кусок керамической плитки в качестве изолятора под токоведущую шину отрицательного электрода, чтобы с неё не шило на винты крепления вентилятора обдува. Также, всякие картонные, прессшпановые, асбестовые и прочие изолирующие прокладки между витками импульсного автотрансформатора. Разные мастера использовали разные методы. Я же, понаблюдав за ними, решил действовать комплексно. Первым делом, конечно, применял ионизационную проволочку на отечественных лампах как на венгерских, только дотягивал её до анодного цоколя, благодаря консультации с автором идеи – Монолитом Леонтьевичем Рябоконем. Затем, минимизировал зазор разрядника, что позволяла сделать именно эта самая проволочка, поскольку без неё пробить холодную лампу с утра бывало непросто и разрядник разводили изрядно, до межвитковых пробоев ИАТа. Ну и, наконец, минимизация импульса по времени с помощью…клочка бумаги, вложенного в реле поджига под якорь, так, чтобы реле не залипало. Все эти меры очень помогали не только уберечься от пробоев, но и существенно снижали помехи звуку. Ну а в начале 90-х г-н Рябоконь наладил кустарный выпуск простейших, но очень надёжных тиристорных зажигалок, которых тоже довелось немало проинсталлировать в 23КПК, в 5 залах Музея кино, к примеру. К сожалению, так и осталась нерешённой проблема тепловой нестабильности фонаря, из-за чего свет проектора сильно менялся от момента включения до, скажем, середины части, когда фонарь разогревался. Разумеется, при улётно мощной вытяжке этот дефект не так сильно проявлялся, но такая вытяжка встречалась очень редко, да и хлопот доставляла, затягивая в фонарь много пыли. Я же всегда держал вставленной в фонарь рукоятку фокусировки осветителя и аккуратными движениями её, фокусировку, поправлял в начале и середине части, поддерживая оптимальную освещённость. С этим дефектом мириться не желал, и с ним было покончено на нескольких киноустановках когда в Москву из Киева была доставлена опытная партия комплектов для переделки фонарей 23КПК на горизонтальные лампы. Сразу же почти всю эту партию (около 20 комплектов) приобрёл «Мосфильм», где в начале 1992 года при моём участии были модернизированы 23КПК в просмотровых залах цеха обработки плёнки и в зале техкомиссии, а заодно и КП-15 в большом зале названного цеха, и уникальные трёхплёночные аппараты на базе КПТ в директорском зале. Ну и остававшиеся три комплекта удалось приобрести и смонтировать в ЦДРИ, где работал тогда киноинженером и киномехаником.

А вот и ещё один дефект 23КПК вспомнился, не дававший покоя очень многим, а главным образом зрителям, когда вместо фонограммы фильма они слышали странный то ли гул, то ли стук с частотой 96 Гц. Случалось это когда фильм на гладком барабане, отжав подвижную реборду прижимного ролика, смещался в сторону головки, подставляя читающему штриху перфорацию вместо звуковой дорожки. Опять же, чего только не предпринимали в связи с этим коллеги – киномеханики: манипулировали с силой прижима ролика, растягивали пружинку подвижной реборды, поверх этой пружины накручивали проволочную спираль чтобы ограничить осевой ход ролика. Возможно, причина всего этого крылась в конструктивном просчете (надо было подвижной сделать только боковую реборду, но никак не вместе с обрезиненной частью прижимного ролика), но на практике проблема решалась довольно просто, поскольку осевая составляющая прижимного усилия ролика возникала из-за банальной непараллельности осей ролика и гладкого барабана. Стоило устранить эту непараллельность путём аккуратного подгибания оси каретки, как все эти «гуляния» фильма поперёк гладкого барабана уверенно прекращались. А выверял я ролик с помощью небольшого зеркальца (в качестве плоской пластины) и полоски бумаги шириной миллиметров 5-6. Сначала спереди (со стороны фотоячейки) прикладывал зеркальце к пояскам гладкого барабана и краям боковых реборд прижимного ролика, добиваясь, чтобы касание происходило одновременно в четырёх точках (так достигалась параллельность в вертикальной плоскости). Затем, подкладывая под ролик полоску бумаги то с одной, то с другой стороны, добивался одинакового прижима с обеих сторон, т.е. параллельности в горизонтальной плоскости. Точно так же, с помощью того же зеркальца выверял параллельность и других деталей лентопротяжного тракта, добиваясь идеального хода плёнки. И никогда не пользовался металлическим имитатором плёнки, всё делал только по живому фильму. :victory:
Последний раз редактировалось Александр III 02 апр 2016 10:51, всего редактировалось 1 раз.
нет того веселья...
Аватара пользователя
Александр III
Пользователь
 
Сообщения: 1371
Изображения: 176
Зарегистрирован: 20 мар 2008 12:26
Откуда: Подмосковье (ближнее)

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение admin » 01 апр 2016 17:28

Лет 15 назад этого сайта еще не было, в этом году будет только 12 лет:)
Ставлю Лайк!
Могу добавить, как я в свое время будучи старшим техником кинотеатра проклеил упоры заслонок тонким войлоком... и предынфарктное состояние киномеханика в комнате отдыха, когда прошел автопереход на 1 пост, который (единственный в аппаратной) работал намного тише МЕО-5, и остановился отработавший проектор - в аппаратной почти тишина, чашки-ложки летят в разные стороны, киномеханик бежит в аппаратную и... немая сцена. Как?
Кто работал на 23КПК знает, что падение заслонки было слышно даже в зале при любой звукоизоляции, ничего не слышно - можешь хоть орать, а заслонка слышна.
Кино само себя не покажет!
================================
Правила форума (06.03.15)| Правила фотогалереи и файлообменника | Как использовать BBCode
Аватара пользователя
admin
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 1204
Изображения: 90
Зарегистрирован: 25 сен 2004 14:49
Откуда: Україна. Львів
Блог: Просмотр блога (6)
Кинотеатр: Victoria Gardens
Компания: Multiplex Holding
Должность: Projectionist

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение zgsmail » 01 апр 2016 17:57

Александр III писал(а):... И, кстати, из последних новостей, во всей сети кинотеатров, с которой сотрудничал почти 19 лет, скоро вновь должны по одному залу каждого мультиплекса вернуться к плёнке (даже там, где её и отродясь не было). Ну, да это к слову... :victory:

Александр, если не секрет, можно подробнее об этой новости: какая причина, подоплека и т.д.
С уважением, Филиппов А.Я.
Аватара пользователя
zgsmail
Пользователь
 
Сообщения: 230
Изображения: 23
Зарегистрирован: 26 дек 2009 14:09
Откуда: санкт-петербург
Блог: Просмотр блога (6)
Кинотеатр: Мори Синема и Фильмофонд

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Старьёвщик » 01 апр 2016 20:24

zgsmail писал(а):Александр, если не секрет, можно подробнее об этой новости: какая причина, подоплека и т.д.

Причина - первое апреля! :mrgreen:
Аватара пользователя
Старьёвщик
Пользователь
 
Сообщения: 92
Изображения: 26
Зарегистрирован: 21 мар 2007 21:50
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение андрей березкин » 01 апр 2016 20:45

И, кстати, из последних новостей, во всей сети кинотеатров, с которой сотрудничал почти 19 лет, скоро вновь должны по одному залу каждого мультиплекса вернуться к плёнке (даже там, где её и отродясь не было). Ну, да это к слову. Итак…


Александр, это первоапрельская шутка? Если нет, то поподробнее.
андрей березкин
Пользователь
 
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 01 май 2013 20:06
Откуда: ивановская.обл.палех
Кинотеатр: п..Палех,Ивановская область, Дом культур

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Александр III » 01 апр 2016 21:06

Серьёзно, без всяких шуток, буду информировать по мере поступления информации. Во всяком случае я в своём кинотеатре, откуда ухожу на днях, изладил уже плёнку в 2 залах (сначала хотели сделать в одном, потом спохватились, что там дибокс и перенесли в другой "зал российского кино"). И так будет по всей сети.
нет того веселья...
Аватара пользователя
Александр III
Пользователь
 
Сообщения: 1371
Изображения: 176
Зарегистрирован: 20 мар 2008 12:26
Откуда: Подмосковье (ближнее)

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение FFT1 » 01 апр 2016 21:29

Расскажу свою историю с 23 КПК.

Во время настройки стереофотоэлемента выбило фазу на двигателе, а электрик гостиницы, где делали кино, уже дома видел третий сон. Напарник рукой крутил ручку, прокручивая кольца тестовых лент, пока я с осциллографом и спектроанализатором добивал настройку :D

Он теперь может нарисовать от руки идеальную окружность, как Пикассо.

И таки да, ТС, где абзацы?! Уважайте людей, которым приходится это читать.
Bittburger: Bitte ein bit
Dolby: Every bit amazing
Аватара пользователя
FFT1
Пользователь
 
Сообщения: 561
Изображения: 9
Зарегистрирован: 03 дек 2008 13:39

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Александр III » 02 апр 2016 10:59

Со всем моим искренним уважением к почтеннейшему читателю, почему-то при размещении исходного вордовского текста здесь, на форуме, абзацы исчезают (а они там были), красная строка выравнивается со всеми остальными. Специально попробовал сейчас редактировать, но ничего не получилось, опять всё выровнялось. Может Чукча бы смог (он же писатель), а я вот никак, извините:-(
нет того веселья...
Аватара пользователя
Александр III
Пользователь
 
Сообщения: 1371
Изображения: 176
Зарегистрирован: 20 мар 2008 12:26
Откуда: Подмосковье (ближнее)

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Руслан Сарваров » 06 апр 2016 23:20

Александр! Взял на себя смелость немного поправить текст, попытавшись сделать "абзацы". Не судите строго. Если нарушил что-то - верну незамедлительно!!!*

*как в сеть выйду снова:)
В ЛС заглядываю редко. Лучше писать на: ruslan@kinokruzhok.ru
Аватара пользователя
Руслан Сарваров
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 1171
Изображения: 1
Зарегистрирован: 16 янв 2005 00:08
Откуда: Санкт-Петербург/Москва

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Александр III » 14 апр 2016 22:27

Спасибо, Руслан, выручил!
нет того веселья...
Аватара пользователя
Александр III
Пользователь
 
Сообщения: 1371
Изображения: 176
Зарегистрирован: 20 мар 2008 12:26
Откуда: Подмосковье (ближнее)

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Александр III » 13 ноя 2017 12:58

Ну и, чтобы закрыть тему, а в основном по просьбе одного друга и коллеги ещё один мой маленький опыт.

Турель 23КПК имеет в основе своей конструкции принципы, заложенные незабываемым московским наладчиком кинопроекторов Юлианом Ивановичем Артамошиным, разработавшим ещё в 60-е годы двухобъективную турель для аппаратов КПТ. Каждый из двух объективодержателей имеет независимо от другого все три степени свободы: оперативное осевое перемещение для фокусировки изображения, осевые перемещения и качания вокруг горизонтальной и вертикальной осей, перпендикулярных оптической оси проектора, при наладке ОПС с целью достижения максимальной резкости изображения по всему экрану и максимального светового потока кинопроектора, а на многопостовых киноустановках ещё и точного совмещения изображения на экране от всех аппаратов.

Прежде чем приступать к наладке турели, необходимо убедиться, что фильмовый канал проектора исправно работает и верно установлен. Все вкладыши должны быть плоскими, плотно и без лишних усилий ложиться на своё место, а фильм между вкладышем и скачковым барабаном не должен иметь заметного излома трактории. Проверяется это с помошью линейки, прикладываемой к направляющему полозку, которая должна опираться на него по всей длине и при этом касаться опорного пояска скачкового барабана. Поскольку, благодаря эксцентричной втулке, скачковый барабан при повороте механизма коррекции кадра имеет небольшое смещение в поперечном направлении, ручку коррекции кадра необходимо повернуть в положение, при котором скачковый барабан максимально смещен в сторону экрана. При этом плоскость фильмового канала, как правило, должна быть параллельна передней стенке корпуса головки, а ось светового окна канала лежать в одной плоскости с осью обтюратора. В таком положении надёжно закрепляем фильмовый канал и приступаем к наладке турели. Для этого понадобятся юстировочный конус со съёмным матовым стеклом (из комплекта аппарата), тонкое зеркальце длиной около 10 см и шириной 35 мм и фонарик, а также торцовый и рожковый ключи 10 мм.

Поставив в объективодержатель конус со снятым матовым стеклом отверстием в сторону экрана, а в канал с соответствующим вкладышем зеркальце, смотрим в отверстие конуса, чтобы «мишень» на позрачном стекле и её отражение в зеркальце совпадали (для этого подсвечиваем «мишень» сбоку фонариком). При несоосности линий «мишени» и их отражений, что свидетельствует о неперпендикулярности оптической оси объективодержателя плоскости фильма, отпускаем вертикальный и горизонтальный хомуты крепления соответствующего объективодержателя и поворотами его вокруг осей этих хомутов добиваемся соосности этих самых линий, глядя в отверстие конуса. После чего, выдвинув зеркальце вверх, смотрим, чтобы кадровое окно симметрично вписывалось в окружности «мишени». Для этого уже при необходимости придётся перемещать объективодержатель строго линейно в своих хомутах.

Так, шаг за шагом, попеременно опуская и поднимая зеркальце и контролируя перпендикулярность оптической оси и симметричное вписание кадрового окна, добиваемся правильного положения объективодержателей. Надо запастись определённым терпением ещё и потому, что при затяжке хомутов происходит уход от правильного положения объективодержателя, поэтому перед затяжкой надо дать ему необходимый упреждающий поворот в противоположную сторону. Но зато ценой всех этих усилий вы получите равномерную резкость по всему экрану и предпосылку к максимальному световому потоку аппарата, если правильно отладите фонарь. И вдобавок, зная теперь принцип регулировки объективодержателей, сможете путём осевых перемещений точно отладить по экрану центровку всех постов по всем форматам. Если при широкоэкранной прекции она достигается поворотами аппаратов, то на остальных форматах только объективодержателями, в том числе и поворотом втулок, имеющих небольшой естественный эксцентриситет.
И ещё один немаловажный факт: как бы сильно не затягивались хомуты, но при манипуляциях со сменой форматов изображения, турель необходимо перемешать, прилагая усилия к центральной её части, а за объективодержатели лишь слегка её придерживая, иначе , если будете дёргать за края, вся эта наладка довольно быстро собьётся. В конструкции Артамошина была для этого предусмотрена специальная ручка с кольцевым захватом, в 23КПК есть лишь невнятная выемка и прилив с противоположной стороны. Но пользоваться ими очень важно, как показала многолетняя практика. Спасибо всем, кто так и делал, да и вообще, прочитавшим до конца. Удачи! :victory:
нет того веселья...
Аватара пользователя
Александр III
Пользователь
 
Сообщения: 1371
Изображения: 176
Зарегистрирован: 20 мар 2008 12:26
Откуда: Подмосковье (ближнее)

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение саня » 14 ноя 2017 04:05

С огромным удовольствием почитал, вспомнил молодые годы, все так и было и аналогично вносились изменения в конструкцию. Я был хорошим и грамотным инженером, Мео 5 XS,23 КПК несколько установок,КПТ уже переделанные на трехкиловатки, 35 кса, эх молодость. Все же считаю Мео лучшим аппаратом по всем параметрам и никакой нашей технике за ним было не угнаться, конечно кое что необходимо было "допилить в нем напильником" и тогда инженеру можно было на работе не появляться. Потом жизнь изменилась и пошло телевидение с его бетакамами и т.д,но это уже все было иначе.
Одиссей 02
Аватара пользователя
саня
Пользователь
 
Сообщения: 405
Изображения: 17
Зарегистрирован: 21 ноя 2007 08:09
Откуда: Бирик
Кинотеатр: Свалил и никогда не вернусь

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Александр III » 15 ноя 2017 14:58

Благодарю, дорогой коллега и тёзка! Конечно, чешские аппараты были несравненно совершеннее наших. Конечно, как у любой техники, были и у них свои узкие места, но всё же они олицетворяли собой совершенно иной уровень культуры (конструкторской, производственной) и требовали соответствующего уровня эксплуатации. А вот в этом то и была основная проблема, начиная со страшного дефицита запчастей и заканчивая несостыковкой с нашими нормами проектирования и оснащения киноустановок, расчитанными применительно к отечественным комплектующим. Вот тут-то и приходилось иногда "кулибинствовать" и с этими, казалось бы вполне совершенными аппаратами. А поработал я и с угольными 4-ми Меоптонами, и с универсальными УМС, и, конечно же с МЕО-5Х. А ещё владел 16-мм проектором "Меоклуб Автоматик" (до сих пор не могу с уверенностью сказать, кто у кого купил лицензию на выпуск: чехи у голландцев или наоборот, потому что голландский "Аналектор Автоматик" и "Меоклуб" как два родных брата). Может кто знает, подскажите!
нет того веселья...
Аватара пользователя
Александр III
Пользователь
 
Сообщения: 1371
Изображения: 176
Зарегистрирован: 20 мар 2008 12:26
Откуда: Подмосковье (ближнее)

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение саня » 16 ноя 2017 02:14

Запчасти на Мео,чуток задумался. Зубчатые барабаны имели огромный срок службы,запчасти все же мы приобретали и дифицита в барабанах я не ощущал. Придерживающие ролики, у зубчатых барабанов, я приколхозил от 23 кпк от скачкового барабана,вопрос этот закрыл раз и навсегда,полозки в фильмовой канал- толстая леска, ремней на наматыватель хватало,на сматыватель-шестерни от КН,по электросхемам и платам,так я там в первый же год все переделал и половину элементов выкинул,с тех пор ничего не ломалось и не горело и внимания не требовало. Лампы вовремя менять и до взрыва не доводить,тем более что лампы были и наши 4 кв легко ставил. Шкивы на заводе заказал один раз из бронзы,так эти МЕО сейчас где-то на складе валяются,а шкивам бы еще работать без остановки лет 20. Датчик меток - от 23 кпк и на этом вопрос закрыт раз и навсегда. Моторы на вентиляторы в фонарь- от 23 кпк в самый раз. Из всей обслуги, Мео требовали только чистоты. Как то скопировал все "Сказки старого наладчика" в единый текст,сохранил и перечитывал не раз как настольную книгу.
Одиссей 02
Аватара пользователя
саня
Пользователь
 
Сообщения: 405
Изображения: 17
Зарегистрирован: 21 ноя 2007 08:09
Откуда: Бирик
Кинотеатр: Свалил и никогда не вернусь

Re: Как я "лечил" 23КПК

Сообщение Александр III » 16 ноя 2017 13:23

По Москве и области, с учетом старых УМов, всё же был большой дефицит запчастей. Конечно, на МЕО-5Х было с этим немного полегче, особенно когда появились отечественные эрзац-запчасти. Но всё же, что, как не дефицит качественных ремешков заставляло "колхозить" КНовские шестерни? А толстая леска? А прикадровые линзы? А мне и под отечественные глубокие отражатели 358-220И приходилось проектора переделывать с соответствующим переворотом лампы и переделкой системы её охлаждения. Кстати, томские четвёрки могли взорваться в любой момент, и часто так и делали, увы. А насчет чистоты было так, что мощная вытяжка от фонаря, которой, в принципе МЕО-5Х и не требовал, работала как пылесос, затягивая всю пыль снизу шкафа. Приходилось там закрывать всё мелкой сеткой, а осевой вентилятор головки вовсе убирать и заглушать его отверстие. Это про несоответствие отечественных норм и конкретной аппаратуры. А санитарный надзор строго следил за выполнением этих самых норм. И в то же самое время в старых кинотеатрах сложно было избавиться от пыли в аппаратной, как её ни убирай, особенно при цветении тополей.
нет того веселья...
Аватара пользователя
Александр III
Пользователь
 
Сообщения: 1371
Изображения: 176
Зарегистрирован: 20 мар 2008 12:26
Откуда: Подмосковье (ближнее)


Вернуться в О кино и не только



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1